Новый рекламный подрядчик Московского метрополитена компания "Авто Селл" может поделиться с профильными игроками доставшимся ей более чем за 14 млрд руб. пятилетним контрактом. Как утверждают участники рекламного рынка, автодилер хочет поделить метро на несколько зон и привлечь для каждой своего продавца. Десятилетие назад ситуация была прямо противоположная: подрядчики привлекались отдельно для каждой линии, но затем они объединили свои продажи.
Открытый аукцион на право размещения средств рекламы на специально отведенных местах Московского метрополитена состоялся в прошлый вторник. Его победителем стало ООО "Авто Селл", согласившееся заплатить ГУП "Московский метрополитен" почти 2,38 млрд руб. в первый год с дальнейшим ежегодным увеличением на коэффициент инфляции, но не менее чем на 8,3%. То есть за пять лет действия договора отчисления "Авто Села" должны превысить 14 млрд руб. В компании "Олимп", договор которой с подземкой истекает уже 30 июня, утверждают, что при выплатах свыше 2 млрд руб. в год бизнес становится нецелесообразным. В 2010 г. отчисления "Олимпа" составили 783 млн руб., всю прошлогоднюю выручку оператора исследовательская компания "ЭСПАР-Аналитик" оценивает примерно в 2,5 млрд руб., или 7,5% всех затрат на наружную рекламу в стране.
Про "Авто Селл" известно лишь то, что эта компания была учреждена в минувшем январе сотрудницей автохолдинга "Гемма" Ириной Тарасовой. В самой "Гемме" ни до, ни после аукциона свой интерес к рекламному бизнесу не объяснили.
"Авто Селл" может объявить о том, что намерена поделить метрополитен на несколько зон и привлечь на каждую из них своего продавца. Планируется, что таких зон будет пять, уточняет один из участников рынка. По его словам, автодилер оценивает рекламный потенциал подземки в 5 млрд руб. в год, то есть вдвое больше прошлогодней выручки "Олимпа", и каждый субподрядчик должен будет собрать по 1 млрд руб.
На аукцион выставлялся один лот, то есть сразу все рекламные возможности столичной подземки – почти 486 тыс. различных рекламоносителей общей площадью около 56 тыс. кв. м. В проекте договора ГУП "Московский метрополитен" с победителем торгов указано, что тот не может передавать "право размещения средств рекламы третьим лицам". Но это не запрещает ему привлекать в виде агентов сразу несколько продавцов, считает адвокат "Юков, Хренов и партнеры" Дмитрий Лобачев.
В 2002 г. на первых торгах по выбору рекламного подрядчика столичного метрополитена, наоборот, разыгрывались сразу несколько лотов – девять линий. Но с первой попытки удалось найти операторов только на три лота: крупнейший на тот момент рекламный подрядчик подземки – компания "Метрос-медиа" (среди ее учредителей было само ГУП "Московский метрополитен") – заплатил 72,7 млн руб. за право размещать рекламу на Сокольнической линии и 145 млн руб. за Калужско-Рижскую. А выступавшее дилером "Метрос-медиа" агентство "Альмакор" заплатило за Кольцевую линию 125 млн руб. Со второй попытки были "пристроены" еще пять линий. Структуры АФК "Система" заплатили 36 млн руб. за Арбатско-Покровскую и Филевскую линии, 18,5 млн руб. за Калининскую и 12 млн руб. за Люблинскую. "Альмакор" отдал также 102,31 млн руб. за Замоскворецкую и Каховскую линии и 82,41 млн руб. за Таганско-Краснопресненскую. Серпуховско-Тимирязевская линия, хотя стартовая цена на нее была снижена с 75,6 млн руб. до 68 млн руб., тогда никого не заинтересовала. После этого "Метрос-медиа", "Альмакор" и структуры "Системы" создали единую управляющую компанию "Олимп", которая объединила все рекламные продажи. "Сделано это было в первую очередь в интересах клиентов, которым проще закупать рекламу в одном месте и на одинаковых условиях", – поясняет коммерческий директор "Олимпа" Альберт Теплицкий. Наличие нескольких продавцов, каждый из которых отвечает за свой участок, обернется для рекламодателей дополнительными организационными сложностями, прогнозирует управляющий директор рекламного агентства Medialect Эдуард Роднянский.
|