"Первый" пошел |
![]() |
Производители
телепрограмм
спохватились,
что
на рынке
платного
телевидения
катастрофически
не хватает
качественного
контента.
Так,
в первом
полугодии
должен
появиться
канал для
любителей
компьютерных
игр,
который
будет
производить
Инвестиции в будущееПриход "Первого" в цифровое вещание - очень важное событие для российского платного ТВ. Ведь до последнего времени крупные отечественные телекомпании и телеканалы - те, кому сам бог велел заниматься производством контента для платного ТВ, - ничего в этой области не делали, оставляя рынок на откуп операторам и мелким компаниям, а также зарубежным производителям. В отличие от британской вещательной корпорации BBC, которая производит десять цифровых каналов, российские вещатели сосредоточивались на эфирной конкуренции. "Работать на эфирном телевидении сегодня более выгодно. Ведь размер рекламного рынка, за счет которого существует эфирное ТВ, сегодня в разы больше, чем рынок платного ТВ", - объясняет ситуацию директор международного вещания Первого канала Алексей Ефимов. Так, в 2006 году объем рекламы на ТВ составил примерно 3,2 млрд долларов, а доходы платного ТВ, по самым оптимистичным оценкам, - 450–500 млн долларов. Тогда как, скажем, на американском рынке все наоборот: несколько лет назад доходы от абонентской платы превысили доходы от рекламы. "Первый" решил заполнить эту очевидную нишу на отечественном платном ТВ и запустил проект "Цифровое телесемейство" (ЦТ). Пока речь идет о четырех телеканалах: детском "Теленяня", отечественных фильмов и сериалов "Дом кино", музыкальном "Музыка" и об истории и кумирах XX века "Время". В ближайшие три года будет запущено еще несколько. Сегодня в разработке у ЦТ примерно 15 тем для каналов, из которых создатели после длительных маркетинговых исследований планируют выбрать несколько наиболее востребованных у публики. Первый
канал
не скрывает,
что ЦТ для
него
прежде
всего
инвестиции
в будущее.
Работа
на рынке
платного
телевидения
- это проба
пера перед
переходом
национального
ТВ в ближайшие
Слишком дорого, слишком дешево
Значительные
вложения,
которые
собирается
сделать
"Первый"
в производство
контента
для
цифрового
ТВ, могут
дать
сильный
толчок для
развития
всего
рынка
платного
телевидения.
Ведь чтобы
абонент
был готов
ежемесячно
тратиться,
платное
ТВ должно
быть
на голову
выше
эфирного.
Качество
же программ
в значительной
мере
определяется
их стоимостью.
Операторы
заинтересованы
прежде
всего
в премиальном,
дорогом
контенте.
В базовом
пакете
у среднего
оператора
30–60 каналов.
Как
правило,
средний
доход
на абонента
(ARPU) очень
низок
- меньше
доллара.
Этого
недостаточно,
чтобы
расплачиваться
с поставщиками
контента.
Оператор
покрывает
свои
расходы
за счет
дорогих
премиальных
пакетов
и заинтересован
в росте
показателя
ARPU.
Но производителей
такого
контента
можно
пересчитать
по пальцам.
Самые
дорогие
каналы
- спортивные
- стоят
десятки
миллионов
долларов
Попытки
заняться
производством
премиального
контента
предпринимаются,
но пока
не слишком
успешно.
Независимым производителям делать дорогой телеканал не интересно: слишком высокие расходы и низкие доходы. Обычно оператор платит поставщику контента из расчета 10–20 центов в месяц за одного абонента, подписанного на этот канал. Премиальный канал может стоить чуть дороже - до 30 центов. Эти цифры для уже раскрученных каналов, которые работают на рынке не первый год. Другие же и вовсе вынуждены приплачивать оператору, чтобы именно их взяли в распространение. При этом
сами
операторы
определяют,
какой
контент
к какому
пакету
- базовому
или
премиальному
- относится.
"В основной
упаковываются
каналы,
которые
дают
достаточно
большую
аудиторию
и должны
быть
интересны
всем. Потом
уже идут
нишевые
каналы,
направленные
на узкую
сферу
интересов.
Например,
исторический
канал: те,
кому
история
не интересна,
туда
просто
не заходят",
- объясняет
гендиректор
Допустим,
вам
повезло:
вы попали
в базовый
пакет
и ваш
канал
видит
максимальное
число
телезрителей,
скажем,
около 500 тыс.
абонентов
(это
примерное
число
подписчиков
Можно,
конечно,
попытаться
получать
доходы
от рекламы
- так
пробует
делать
База для рывкаПоэтому, чтобы иметь прибыль, производители контента для платного ТВ вынуждены экономить. Ведь только стартовые затраты на производство среднего телеканала с повторами программ должны составлять по меньшей мере 5 млн долларов. Сегодня на российском рынке производство одного тематического канала стоит в диапазоне от 100 тыс. до 1,5 млн долларов. Причем в основном производители стремятся к нижней границе. Но на такие деньги продукт, способный конкурировать с эфирными каналами не сделаешь. Чтобы
такие
инвестиции
можно было
отбить,
производя
при этом
качественный
контент,
нужно
удвоение,
а лучше
утроение
российской
аудитории
платных
телеканалов.
Потенциал
роста
у рынка
есть.
По прогнозам
Однако
чтобы
аудитория
быстро
увеличивалась,
ее нужно
Таким
образом,
пока
на рынок
платного
телевидения
не придут
производители
дорогого
контента,
на нем
вряд
ли начнется
бум.
А с другой
стороны,
нынешний
уровень
прибыли
|
< Пред. | След. > |
---|